Температура воды    
Информер температуры воды
Информер температуры воды
Информер температуры воды
 
Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер
 

Гражданский инженер Михаил Артынов.

Недалеко от станции метро «Лукьяновская» по улице Дегтяревской, 5 стоит сказочный терем-теремок. Высокий, покатая крыша, резные стены, украшения-кокошники напоминают сооружения Московии XVI-XVII столетий. Киевляне хорошо знают его как «клуб трамвайщиков», где в более благоприятные для культуры времена регулярно проходили дешевые детские киносеансы, действовал замечательный народный театр. Знатоки старины вспомнят, что когда-то дом назывался «Лукьяновский Народные дом». В справочных изданиях можно найти и имя архитектора, который строил незаурядное сооружение, - Михаил Артынов. Эта фамилия не получила такой огласки в истории архитектуры, как имена прославленных современников Артынова: Николаева, Городецкого, Кобелева. Но творчество зодчего производит убедительное впечатление. И кто знает, не вспоминали бы мы о нем с большим уважением, если бы ... Если бы не один опрометчивый шаг, который сделал Артынов в расцвете своей карьеры.
Михаил Григорьевич Артынов родился 21 марта (2 апреля) 1853 года. Он имел украинские корни: его отец, дворянин, родом из нежинских греков. В 19 лет юноша был зачислен в столичное строительное училище и в 1879 году окончил его с отличием, получив звание гражданского инженера. После этого целых десять лет он работал на каких-то незаметных строительных должностях в Петербурге при Министерстве внутренних дел. В 1889-м Михаил Артынов переехал в Харьков, где исполнял обязанности младшего архитектора губернского правления. Но он быстро увидел, что в провинции, в отличие от столицы, квалифицированных архитекторов не хватает, а заказы могут быть весьма интересными. Поэтому в следующем году Артынов оставил казенную службу и начал частную строительную деятельность.
В дальнейшем судьба привела его в Киев. Именно в нашем городе последнее десятилетие XIX века было периодом выдающегося развития, бурного строительства. Михаил Григорьевич «покорил» город на Днепре не сразу. Впрочем, одно из первых известных киевских зданий Артынова уже показало его немалые профессиональные способности. В 1896 году он возвел особняк Александра Бродского - представителя известной семьи сахарозаводчиков, хозяина пивоварни вблизи Лыбеди. Двухэтажный дом на углу Садовой и Институтской улиц напоминал небольшой дворец во французском духе. Правда, теперь на его месте стоит большая жилая постройка 1930-х годов. С бывшим особняком Бродского на Садовой связана одна из ужасных страниц гражданской войны: в 1919-м его заняли чекисты, и когда в город ворвались деникинцы, они нашли здесь следы жуткой бойни, а в саду - поспешно зарытые 127 тел...
Близость к могущественному клану Бродских вскоре помогла Артынову еще раз заявить о себе. В 1897-98 годах на Бульварно-Кудрявской, 20 (ныне ул. Воровского) возводилась амбулатория местного Общества оказания помощи больным детям. Финансировал строительство кузен Александра Бродского - Лев. Первоначальный проект, составленный инженером Станиславом Подгурским, чем-то не удовлетворил его. Бродский поручил подготовить новый проект Артынову. Тот, воспользовавшись консультацией выдающегося педиатра Василия Чернова, прекрасно справился с задачей. Учитывая благотворительную цель этого проекта Михаил Григорьевич согласился руководить строительством бесплатно.
Так же бесплатной была общественная должность, которую занимал архитектор на рубеже столетий. Она, очевидно, сыграла определенную роль в его карьере. В августе 1898 года Артынова утвердили техником при совете Киевского благотворительного общества. Это общество занималось известным комплексом Сулимовкой на Лютеранской улице, где содержались различные благотворительные учреждения для бедных и старых. Не стоило ожидать здесь значительных заказов (больше всего, что сделал Артынов за три года выполнения обязанностей техника - это построил для Сулимовки новую пекарню). Но не в этом заключалась привлекательность должности. Ведь возглавляла совет общества не кто иная, как София Драгомирова, жена всесильного Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора. Поэтому скромный с первого взгляда ранг техника давал доступ Артынову в высшее общество.

Дом Акима Акимовича Сулимы на улице Лютеранской в Киеве, который в 1859 году был завещан Киевскому обществу помощи бедным.
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Последствия не замедлили сказаться. Именно в это время к Артынову обратился знаменитый предприниматель и филантроп Николай Терещенко. В основанной им благотворительной больнице для чернорабочих нужно было построить отдельное большое амбулаторное помещение. Оно возводилось в 1899-1901 годах по проекту Михаила Артынова. Архитектурно выразительное, функционально удобное сооружение до сих пор выделяется в застройке улицы Косиора, оставаясь «лицом» комплекса больницы «Охматдет».
Вместе с этим пришел чрезвычайно престижный частный заказ. В центральной части города, на углу улиц Пушкинской и Караваевской (ныне Толстого), гражданский инженер Артынов возвел доходный дом, принадлежавший семье Снежко и Хлебниковых - наследникам киевского купца Адама Снежко. Монументальное угловое сооружение в «русском» стиле даже сегодня не потерялось среди огромных поздних зданий на площади Толстого. На его фасадах можно рассмотреть дату завершения строительства «1901» и инициалы фамилий владельцев «СХ». Жаль, что сейчас здание существует в искаженном виде. Оно сгорело во время войны, а при восстановлении не были воссозданы первоначальные завершения - художественно изображенные башни и выразительная мансарда. Когда-то эти детали формировали силуэт дома. Он был настолько эффектный и оригинальный, что фотограф Марков - издатель открыток с видами Киева - включил изображение произведения Артынова в серию «Красивые здания г.Киева». Объекты для этой серии подбирались очень тщательно, их можно было бы пересчитать по пальцам.
«Русский» стиль послужил зодчему также при возведении его самого известного сооружения. В 1899 году он бесплатно создал проект Лукьяновского народного дома, его собиралось строить местное Попечительство о народной трезвости. В конце 1902-го дом гостеприимно распахнул двери для жителей окрестности Лукьяновки. В его стенах работали различные учреждения, отвлекали простых людей от пьянства: библиотека, чайная, вечерние классы. В огромном зале происходили популярные лекции и спектакли. Здесь же содержались бесплатная аптека и дешевый ночлежный приют. Дом стал настоящим общественным центром Лукьяновки.

Киевский городской комитет попечительства о народной трезвости решил построить на Лукьяновке народный дом, закладка которого состоялась в мае 1901 года.
Фото с сайта www.2000.net.ua
Его архитектурному облику присуще то же свойство, что и другим произведениям Артынова (к уже упомянутым можно добавить капитальные реконструкции сооружений на Малой Житомирской, 17 и на углу ул. Софиевской и переулка Михайловского). Зодчий не просто возводил «коробки», более-менее прилично декорированные. Он создавал формы, лепил их, как скульптуру. Например, объем амбулатории больницы для чернорабочих сформирован в соответствии с функцией: большой зал ожидания, удобно окруженный кабинетами врачей. Каждое здание Артынова становилось уникальным. И эта особенность очень подходила к архитектурному направлению, которое именно в начале этого столетия распространялось в Киеве - модерн, а в дальнейшем рационализм. Казалось бы, вот-вот Михаил Артынов должен поразить Киев еще более яркими сооружениями. Очередной проект показал, что архитектор вышел на перспективный путь новой архитектуры. В начале 1903 года соответствующая строительная комиссия утвердила его чертежи будущей благотворительной больницы для хронически больных детей в уютной местности у склона Днепра, на Парковой дороге. Наибольшее пожертвование для этого дела сделал давний знакомый зодчего Лев Бродский. Но вскоре произошло странное. Тот же Бродский - главный куратор строительства - поручил воплощение в жизнь проекта Артынова другому специалисту, Адольфу Минкусу. А Михаил Артынов на длительное время вообще исчез из архитектурного горизонта.
Что же случилось? Почему зодчий, завоевав блестящие позиции, вдруг оставил их? Вероятный ответ на этот вопрос можно найти в тогдашней судебной хронике. Она показывает, что из-за собственной неосторожности Артынов попал в неприятную историю, которая надолго запятнала его имя. Видимо, поэтому заказчики отказались от контактов с скомпрометированным строителем.
Как раз в 1903 году началось следствие по так называемому «бриллиантовому делу». За год до этого в Киев прибыл господин Алан Гибсон - заведующий одесским отделением знаменитой фирмы Фаберже. Надо полагать, что он имел целью завоевать киевский ювелирный рынок. Это было нелегкое задание, потому что в городе на Днепре пользовались заслуженным успехом изделия ювелирной фабрики Иосифа Маршака. Поэтому Гибсон решил для начала предложить клиентам неслыханно выгодные условия. Он продал большую партию драгоценностей в кредит. Если бы его клиентами были честные люди, ничего плохого не произошло бы. Но, на свою беду, Гибсон наткнулся на мошенников. Набрав за бесценок бриллиантов, они не спешили рассчитаться, некоторые вообще исчезли...

Фабрика Иосифа Маршака на углу улиц Крещатика и Трехсвятительской в Киеве в 1913 году.
Фото с сайта www.2000.net.ua
При чем здесь Артынов? Дело в том, что один из мошенников затянул и его как покупателя к этому гешефту. Артынов был уважаемым человеком, домовладельцем. Ему принадлежал великолепный особняк на нынешней ул. Б.Хмельницкого, 60, возведенный Владимиром Николаевым в «русском» стиле; очевидно, по собственному проекту Артынова особняк был надстроен и стал еще наряднее. Этот особняк пригодился для очковтирательства Гибсона, когда ловкач-клиент расписывал, каких состоятельных покупателей он нашел для него. Знал ли Артынов, что становится соучастником преступления? Надеюсь, что бедный инженер просто поддался искушению невероятно дешевой покупки. Наконец, он не собирался скрываться и в конце концов рассчитался с фирмой Фаберже. Но во время следствия все состоятельные киевляне знали: Артынов дружит с ворами.
Лишь в 1908 году, когда суд поставил точку в «бриллиантовом деле», архитектор попытался продолжить свой творческий путь. По его проекту был построен большой жилой флигель во дворе по улице Б.Хмельницкого, 72. Это сооружение (недавно оно было реконструировано) показало, что Артынов овладел формальными средствами модерна. Но опять войти в элиту ему не удалось. Лучшие годы были упущены. Новая генерация зодчих застраивала Киев.
Архитектору осталось прожить считанные годы. Он умер в 1913 году и был похоронен на Байковом кладбище. Его младшему брату Григорию - также архитектору - удалось избежать скандальных историй. Григорий Артынов длительное время плодотворно работал в Виннице, на некоторых сооружениях там даже остались таблички с его именем. А в столице Украины чуть теплится память о зодчем, чье здание когда-то показывали на открытке с надписью «Красивые здания г.Киева».


19-07-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Земли музея в Пирогово окончательно забрали у застройщика Земли музея в Пирогово окончательно забрали у застройщикаВысший хозяйственный суд Украины удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к Киевскому горсовету, ОКЖК «Педагог» и другим ответчикам о признании недействительными...  подробнее 21.11.2017 16:43
 
Китайцы профинансируют ипотечное кредитование в Украине. Китайская национальная корпорация генеральных подрядов выделит $500 млн. Китайская компания стала победителем по результатам открытого конкурса по привлечению внешних заимствований для финансирования реализации...  подробнее 21.11.2017 16:02
 
Общежития нового типа: что такое коливинг и как он работает. В мире становится популярным новый формат совместного проживания и работы - коливинг. Это объединение коворкинга и хостела в одном месте: здесь есть общее пространство для работы, развлечений, приготовления еды и комнаты...  подробнее 21.11.2017 15:49
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010