Температура воды    
Информер температуры воды
Информер температуры воды
Информер температуры воды
 
Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер
 

Киевские монументы итальянского скульптора.

В последнее время руководители нашего города демонстрируют горячее желание заниматься строительством всевозможных монументов. Буквально не проходит года без того, чтобы где-то на территории столицы Украины не появился какой-то очередной памятник. В этой области уже превзойдены достижения дореволюционной городской думы начала XX века, которая тоже охотно занималась подобным делом. Однако следует подчеркнуть, что в то время соответствующие инициативные комитеты и «отцы города» более внимательно относились к художественному облику монументов, привлекая к проектным конкурсам лучшие творческие силы Российской империи и зарубежья. В частности, право создавать киевские памятники царю Александру II и Петру Столыпину завоевал итальянец Ксименес - один из ведущих скульпторов-монументалистов Европы.
Этторе Ксименес (1855-1926) родился на Сицилии, в Палермо. Свое творческое образование он начал в художественных академиях Палермо и Неаполя, продолжил ее во Флоренции. Еще в 18-летнем возрасте Этторе создал статую Рафаэля, которая вызывала восхищение знатоков. Наконец он стал признанным художником, членом Высшей комиссии по делам искусств Италии. Его ценили как блестящего портретиста, который увековечил в бюстах многих выдающихся современников. Произведения Ксименеса демонстрировались в парижском Салоне, на выставках в Риме, Флоренции, Неаполе, Венеции, Болоньи и других городах. Итальянское правительство почтило его командорской степенью ордена Короны, французское - званием кавалера ордена Почетного Легиона.
Кстати, талантливым скульптором был и отец Этторе Ксименеса - Антонио Ксименес (1826-1896). Обычным явлением считается, когда сын продолжает творческий путь отца. Но в этом случае все вышло наоборот. Хотя Ксименес-старший проявлял прежде способности художника-графика, и с молодых лет он посвятил себя борьбе за свободу и объединение Италии, стоял в первых рядах патриотического движения, был офицером народной милиции. Посетив как-то своего сына в художественной академии, Антонио Ксименес сам заинтересовался искусством скульптуры и быстро овладел им. Статуи, созданные им впоследствии, вошли в собрания нескольких итальянских музеев.

Памятник Джузеппе Гарибальди в Милане работы скульптора Этторе Ксименеса и архитектора Аугусто Гуйдини.
Фото с сайта www.otdihinfo.ru
Что касается Ксименеса-сына, то его работы не ограничились камерной скульптурой. Еще большую славу он получил как создатель монументов. Все они, конечно, обозначены отпечатком времени, когда была мода на экспрессивные, в значительной степени эклектичные памятники. В частности, Этторе Ксименес создал несколько скульптурных фигур Джузеппе Гарибальди в Милане, в родном Палермо, даже в далеком Нью-Йорке. В Риме он украсил изображением конной группы - квадриги - здание Дворца юстиции, принял участие в сооружении огромной монументальной композиции в честь короля Виктора-Эммануила II. Ксименес был автором памятников различным историческим деятелям еще во многих городах Италии. Его талант послужил и Аргентине: в Буэнос-Айресе по проектам Этторе Ксименеса возведено три монумента - в частности конный памятник генералу Бельграно, который по динамическому напряжению несколько напоминает киевскую фигуру Богдана Хмельницкого. В этот краткий перечень художественных достижений смело можно включить и два киевских произведения Этторе Ксименеса. Первый из них появился в результате решения жюри конкурса проектов памятника Александру II. Именно проект Ксименеса под девизом «Kieff» признали лучшим из тринадцати предложенных. В декабре 1910 г. с Ксименесом было заключено официальное соглашение, а в начале 1911 года - как раз в полувековой юбилей освобождения крестьян от крепостной зависимости - состоялась закладка памятника «царю-освободителю». В августе киевский архитектор Ипполит Никопаев закончил устройство гранитной основы монумента. В это время из Италии начали прибывать бронзовые скульптуры, которые выполнял Ксименес. Монтаж всех деталей памятника успели завершить до ЗО августа 1911 года. Именно в этот день в присутствии царя Николая II и высших чиновников монумент был торжественно открыт.
Стоял этот памятник у здания Купеческого собрания (теперь Национальная филармония). Его композиция состояла из трех частей, объединенных гранитной стеной. Центральную часть завершала фигура Александра II в полный рост. Самодержец в мундире и мантии стоял опираясь на трон. Подножие его статуи украшала группа из нескольких фигур, символизирующие народы Российской империи. Они окружали женщину в одежде боярыни - символ России. Один из персонажей даже склонил перед ней колено. Считалось, что в этой угодливой позе изображен малоросс. На постаменте была надпись: «Царю Освободителю Благодарный Юго-Западный край 1911 г.». Вдоль центральной части стояли отдельные скульптурные группы - «Милосердие» и «Правосудие». На стене было помещено барельефное изображение античного праздника. Монумент играл заметную роль в формировании облика Царской (ныне Европейской) площади. Не лишним будет отметить, что немалые средства на его возведение поступили главным образом в виде пожертвований; лишь четверть сметной стоимости была получена из бюджета города, который именно тогда чувствовал экономический подъем.

Здание Купеческого собрания и памятник императору Александру ІІ, построенный в 1911 году, на Царской площади в Киеве.
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Прошло всего два дня с момента освящения этого памятника - и весь мир всколыхнуло известие о том, что в Киевской опере пулями террориста-провокатора смертельно ранен премьер-министр Российской империи Петр Столыпин. Этот выдающийся государственный деятель, инициатор известной Аграрной реформы и сторонник жесткого противодействия революционным беспорядкам, очевидно, помешал некоторым руководящим кругам, близким к императору. Раненый премьер прожил всего несколько дней. Его похоронили в Киево-Печерской лавре. А тем временем стремительно поступали пожертвования на будущее увековечение его памяти в монументе. Опять был объявлен конкурс проектов, и снова в нем принял участие и победил опытный итальянец Этторе Ксименес.
Место для памятника отвели перед бывшим зданием городской думы, на нынешнем Майдане Независимости. Возведенный опять-таки вместе с архитектором И.Николаевым монумент был значительно скромнее предыдущего, что соответствовало сравнительно тесной площадке. Скульптурная фигура изображала государственного деятеля стоя, будто во время выступления в Государственной Думе. В правой руке он держал бумажки с текстом речи. Со всех четырех сторон постамента из светлого гранита располагались надписи. Текст на лицевой стороне был такой: «Петру Аркадьевич Столыпину русские люди». 3 тыла: «Родился 2 апр. 1862 г. в Москве. Жизнь посвятил служению Родине. Пал от руки убийцы 1-5 сент. 1911 г. в Киеве». Со стороны левой руки премьера располагалась фраза из его выступления, брошенная в сторону оппонентов из Думы: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С этой же стороны находилась бронзовая фигура древнерусского воина в шлеме и кольчуге - воплощение «Мощи». С противоположной стороны была надпись: «Твердо верю, что затеплившийся на западе России свет русской национальной идеи не погаснет и вскоре озарит всю Россию». Это текст телеграммы, которую Петр Аркадьевич в марте 1911 года отправил в Киев собранию русских националистов. Фигура расстроенной женщины в русском наряде под этой надписью символизировала «Скорбь». Монумент Столыпина открывали 6-го сентября 1913 года в присутствии его вдовы Ольги Борисовны Столыпиной, премьер-министра Владимира Коковцева, думского спикера Михаила Родзянко.

В Киеве открыт памятник покойному премьеру П.А.Столыпину на Думской площади.
Фото с сайта www.oldkiev.info
Вряд ли Этторе Ксименес знал русскую пословицу «Бог троицу любит», но он был твердо намерен украсить наш город еще и третьим монументом. В начале 1914 года был объявлен конкурс проектов величественного памятника царю Александру III в Киеве. Впоследствии киевский городской голова получил из Рима сообщение о том, что Ксименес уже подготовил свой проект. Но это случилось в октябре 1914-го, когда Европу охватило пламя мировой войны, а Италия принадлежала к лагерю противников России. Конечно, дальше проекта дело не пошло.
Когда Российскую империю встряхнули революционные события, произведениям Ксименеса в Киеве был вынесен смертный приговор. Уже в марте 1917 года, сразу после свержения монархии, сбросили с пьедестала статую убежденного монархиста Столыпина. Еще через три года до октябрьских праздников 1920 года, был уничтожен монумент Александра II. Бронзовые фигуры попали в металлолом. На месте Столыпина потом появился бюст Карла Маркса, который в конечном итоге тоже убрали с площади. Вместо Александра на его пьедестале некоторое время стоял деревянный красноармеец с ружьем. Затем разобрали и пьедестал. Лестницы, ведущие мимо памятника царю в Купеческий (ныне Крещатый) сад сохранялись достаточно долго; только в последние годы этот угол Европейской площади перепланировали.
Сейчас распространилась мода на воссоздание памятников, уничтоженных революционной властью. Но надо полагать, что судьба памятника княгине Ольге «не светит» скульптурным произведениям итальянского художника. Ведь нет никаких факторов для повторного чествования в столице Украины Александра II, чьим указом был официально запрещен украинский язык, или Петра Столыпина - твердого сторонника «единой неделимой России». Таким образом, эти памятники остались в нашей памяти только как страницы исторического прошлого Киева. Но, согласимся, - довольно интересные и поучительные страницы.


22-08-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

https://www.youtube.com/watch?v=PDYSqde-TIM
Города будущего . Какими они будут? ...  подробнее 31.10.2017 12:48
 
Шэньчжэнь - рыбацкая деревушка, которая стала мегаполисом . . За несколько десятков лет маленькая рыбацкая деревня превратилась в мегаполис, застроенный небоскрёбами, по числу которых Шэньчжэнь входит в первую десятку городов мира. Город расположен на юге провинции Гуандун в КНР...  подробнее 05.10.2017 22:17
 
Футуристический небоскреб Avis Magica для Майами. Концепция небоскреба Avis Magica для Майами имеет вертикальный аквариум. Бухарестская архитектурная студия Amarada недавно продемонстрировала новую концепцию небоскреба для города Майами, расположенного на побережье Атлантического...  подробнее 22.08.2017 22:05
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010